Инвестиции в арт объекты
Арт-рынок в финансовых терминах
Перед людьми, владеющими значительными средствами, всегда стоит задача эффективно распорядиться находящимся в их собственности капиталом. Необходимость диверсификации активов и управления рисками обусловливает интерес к различным формам вложения средств. В качестве таковых обычно рассматривались банковские депозиты, инструменты фондового рынка, недвижимость, драгоценные металлы.
Мы предлагаем Вам обратить внимание на весьма популярные в мире инвестиции в произведения искусства (Fine Art). Арт-рынок – огромный инвестиционный мир с десятками тысяч публичных и частных сделок, имеющий сложную инфраструктуру и включающий в себя десятки сегментов и секторов.
Капитализация
Исторически инвестиции в искусство не были массовыми. Виной тому — относительно невысокая прозрачность рынка, низкая ликвидность, непубличность сделок. Сегодня эта ситуация существенно изменилась. Аналитические онлайновые ресурсы, открытая аукционная статистика привнесли большую информационную прозрачность. На рынок искусства распространилось действие специальных ценовых индикаторов, появились специализированные паевые инвестиционные фонды — рынок стал более организованным и понятным массовому инвестору.
По разным оценкам, годовой оборот мирового арт-рынка колеблется от 25 до 30 млрд. долларов. Эксперты оценивают потенциальную емкость российского арт-рынка на уровне 4 млрд. долларов США, что включает условную оценку стоимости только открытых коллекций произведений искусства. При этом отмечается, что 90% произведений искусства находятся в фондах государства, а на открытом рынке обращается не более 10%. Оборот (включая неофициальный) российского антикварного рынка, до того как разразился глобальный кризис, составлял, по экспертным оценкам, 2,5-3 млрд. долларов в год.
Рост спроса на русское искусство подтверждает статистика продаж крупнейших мировых аукционных домов. С 2003 по 2007 годы оборот Русского отдела аукционного дома Sotheby`s увеличился почти вчетверо (с 50 до 180 млн. долларов), а аукционного дома Christies почти в 7 раз (с 24 до 144 млн. долларов). Общий оборот аукционного дома Sotheby’s в 2008 году составил 4,86 млрд., а Christies – 5,1 млрд. долларов.
Мировой глобальный кризис не мог не затронуть рынок культурных ценностей, обладающий характеристиками финансового и товарного рынков. Начавшийся с кризиса ликвидности и общего сужения денежной массы, он неизбежно привел к падению покупательной способности в общемировом масштабе - в результате, начиная со второй половины 2008 г. произошло снижение оборотов рынка искусства, что отразилось на общих показателях года. Однако результаты продаж в январе-феврале 2009 года свидетельствуют о возобновлении доверия покупателей к арт-рынку как средству защиты капитала в условиях усугубляющегося экономического кризиса. Количество проданных лотов по ведущим сегментам аукционных торгов составило в среднем более 75%, при этом более половины реализованных работ ушло выше верхних эстимейтов.
Кроме того, стоимость высококлассных произведений искусства, несмотря на сокращение объемов продаж на арт-рынке во второй половине 2008 года, осталась практически на докризисном уровне, что подтверждает существующую теорию «искусства, как убежища для крупного капитала, в периоды экономических потрясений». Созданный агентством Skate’s индекс тысячи самых дорогих шедевров живописи, проданных на международных аукционах, показывает неуклонный рост их стоимости.
Динамика капитализации Skate’s TOP-1000*
Дата/Показатель |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Капитализация 1000 работ |
8,62 млрд. долл. |
9,33 млрд. долл. |
11,55 млрд. долл. |
13 млрд. долл. |
Прирост |
5,3% |
8,3% |
23,8% |
12,6% |
Входной порог в топ-1000 |
3,63 млн. долл. |
3,98 млн. долл. |
4,98 млн. долл. |
5,61 млн. долл. |
Повышение входного порога, % |
3,3% |
9,8% |
24,6% |
13,0% |
*По данным www.skatepress.com
Капитализация этих работ в 2008 году не только не упала, но повысилась на 12,6%, включая «входной барьер». Это связано с крайне малым количеством произведений искусства музейного уровня и неизменно высоким интересом со стороны потенциальных покупателей.
Доходность
Авторитетный индекс Мея-Мозеса, составленный на основе исследований за 50 лет (с 1953 по 2003), показал среднегодовую доходность инвестиций в произведения искусства на уровне 12,06% (Mei/Moses Fine Art Index – индекс арт-рынка, разработанный профессорами школы бизнеса Леонардо Стерна при Нью-Йоркском университете Майклом Мозесом и Джанпин Меем). Для сравнения – американский фондовый индекс S&P500 за тот же период показал среднегодовую доходность на уровне 11,7%.
Статистика доходности различных активов
|
|
Mei-Moses Index, % |
S&P 500, % |
Государственные облигации США, % |
Казначейские векселя, % |
Золото, % |
1953-2003гг. |
Среднее значение |
12,06 |
11,65 |
6,52 |
5,43 |
5,04 |
1978-2003гг. |
Среднее значение |
10,99 |
13,82 |
9,69 |
6,52 |
2,13 |
1998-2003 гг. |
Среднее значение |
8,67 |
-0,68 |
6,69 |
3,28 |
7,57 |
*Источник: 5th Anniversary 2005 issue of Antique & Fine Art Beautiful assets. Art as an Investment by Jianping Mei and Michael Moses.
Шедевры произведений искусства являются идеальным, с точки зрения роста стоимости, объектом инвестирования. С одной стороны, спрос на нетленные ценности остается всегда, с другой - есть тенденция «сжатия рынка» на фоне естественной убыли и объективной невоспроизводимости предметов искусства.
Повторные продажи западных художников в 2007-2008 г.
Художник |
Название
|
Цена продажи, € |
Дата продажи |
Цена продажи, € |
Дата продажи |
Прирост стоимости |
Доходность в %% годовых |
Хаим Сутин |
Юная полячка |
420 000 |
05.11.2003 |
2 700 000 |
25.06.2008 |
642% |
142% |
Люсьен Фрейд |
Портрет обнаженной |
3 603 822 |
09.12.1998 |
13 272 000 |
30.06.2008 |
368% |
38,7% |
Пит Мондриан |
Композиция с желтым и красным |
871 139 |
13.05.1997 |
2 524 150 |
04.02.2008 |
289 % |
27,5% |
Клод Моне |
Мост Ватерлоо |
2 353 813 |
13.11.90 |
23 633 600 |
18.06.07 |
1 004% |
61% |
Энди Уорхол |
Лиз |
3 683 046 |
11.11.01 |
14 378 700 |
13.11.07 |
390% |
65% |
Марк Ротко |
№7 (Темное над светлым) |
1 365 724 |
19.11.98 |
12 838 130 |
13.11.07 |
940% |
104% |
Макс Эрнст |
Любовники |
55 918 |
24.06.97 |
242 624 |
06.02.07 |
434% |
47% |
Амедео Модильяни |
Молодая сидящая девушка в рубашке |
3 990 310 |
12.05.98 |
10 356 000 |
06.11.07 |
260% |
27% |
Пьер Боннар |
Натюрморт с дыней |
957 550 |
05.11.03 |
2 572 000 |
08.05.07 |
269% |
77% |
Стоимость выдающихся произведений мирового уровня может приносить доходы, не соизмеримые с доходностью традиционных инвестиционных инструментов. Результаты аукционных продаж с 2003 по 1-ую половину 2008 года показывают, что цены на произведения художников из интернациональной категории «первых имен» выросли более чем на 400%. И даже в кризисных условиях стоимость первоклассных работ практически не претерпела изменений.
Корреляция с другими финансовыми рынками
Одной из главных особенностей арт-рынка является его слабая взаимосвязь с фондовым и другими рынками инвестиций.
Арт-рынок менее чувствителен к политическим событиям: вложения в произведения искусства в периоды войн и других экстремальных ситуаций обладают исключительной «устойчивостью». К такому выводу пришли, в частности, и профессора Мей и Мозес, сравнившие динамику цен на картины французского неоимпрессиониста Поля Сезанна с динамикой цен на немецкие акции и облигации, начиная с 1874 года. В результате двух мировых войн владельцы акций и облигаций несли большие убытки или вообще теряли весь свой капитал. Цены же на работы Сезанна росли в цене и в военные, и в кризисные времена.
Даже во времена стагнаций и рецессий произведения искусства нередко дорожают, и с этой точки зрения вложения в них могут рассматриваться как вариант диверсификации инвестиционного портфеля. С момента кризиса фондового рынка в 2000 г. рост цен на искусство опережает рост цен на финансовых рынках.
Согласно выводам Джанпина Мея и Майкла Мозеса, исследовавших поведение арт-рынка на протяжении длительного времени, в том числе в периоды четырех войн и 27 рецессий, политическая и экономическая нестабильность являются важными факторами, обусловливающими рост интереса к предметам искусства и, соответственно, повышение цен на них. После краха фондового рынка в октябре 1987 г. индексу Dow Jones Industrial Average потребовалось около 15 месяцев, чтобы вернуться к докризисному уровню. В этот период инвесторы выводили капиталы с фондового рынка, и часть освободившихся средств вкладывали в шедевры мирового искусства. В ноябре 1987 г. "Ирисы" Ван Гога были проданы по рекордной для того времени цене - $53,9 млн. Год спустя с аукционов Sotheby\\\\\\\'s и Christie\\\\\\\'s в Нью-Йорке в течение семи дней ушли полотна импрессионистов и современных художников на беспрецедентную сумму $433 млн.
Свежим примером независимости арт-рынка является аукцион произведений современного художника Дэмиана Херста. Проведенному в середине сентября 2008 г. в разгар мирового финансового кризиса аукциону все аналитики пророчили провал – даже акции Sotheby’s в преддверии торгов упали на 9%. Эксперты были уверены в том, что устроители выбрали неудачный момент для продажи большого количества вещей одного художника. Тем не менее, из 223 лотов были проданы 218 на общую сумму в 200 млн. долларов, что практически в два раза превысило максимальный эстимейт торгов, а представители Sotheby’s даже назвали эти торги «аукционом века».
Поиск альтернативных направлений инвестирования в период финансовых потрясений стал одним из основных факторов мощного интереса к предметам искусства. Однако объектами поисков, как уже говорилось выше, стали исключительно высококлассные вещи в ущерб работам малоизвестных художников, интерес к которым упал, что отразилось на общем объеме продаж аукционных домов. Однако, по данным информационно-аналитического портала ARTinvestment.RU, покупательская активность на арт-рынке в целом за период с июня по декабрь 2008 упала всего на 7 процентов.
Проданная на аукционе Christies в феврале 2009, в разгар финансового кризиса, коллекция Ив Сен Лорана – Берже установила столько ценовых рекордов, в том числе как самая дорогая публично проданная частная коллекция, что, безусловно, сняла все вопросы о ценности и ликвидности произведений высшего эшелона.
Ликвидность
Ликвидность (возможность быстро реализовать актив по рыночным ценам) произведений искусства напрямую зависит от инфраструктуры арт-рынка, доступности информации для заинтересованных лиц, качества работы, ее уникальности и гарантии подлинности, соответствия запрашиваемой цены рыночной. Поскольку приобретаемые активы характеризуются сугубо индивидуальными признаками, для многих из них должен сложиться свой круг потенциальных покупателей, заинтересованных в покупке данного конкретного произведения искусства.
Ликвидность произведений искусства, даже созданных признанными мастерами, зависит и от ситуации на рынке. В условиях экономических кризисов ликвидность произведений искусства падает из-за сужения денежной массы, проще говоря, отсутствия свободных средств у покупателей. Но, если продавец готов предоставить значительный дисконт при продаже конкретной работы, то вероятность быстрой сделки существенно увеличивается.
Особенности ценообразования
Специфика арт-рынка состоит в том, что предмет искусства не представляет никакой рыночной ценности до тех пор, пока не пройдет экспертизу и не получит документ, подтверждающий его подлинность. Инвестиционная привлекательность произведения искусства, не прошедшего экспертной процедуры, равна нулю.
Стоимость произведений искусства складывается из сочетания субъективных и вполне объективных факторов ценообразования. К объективным факторам можно отнести:
- общепризнанный класс мастера, его принадлежность к определенной эпохе или;
- личную историю автора (самобытность и уровень новаторства) и самого произведения;
- наличие работ мастера в ведущих музейных коллекциях и галереях;
- частоту проведения персональных выставок мастера;
- оценки критиков,
- участие в международных проектах;
- вхождение в авторитетные каталоги;
- возраст произведения,
- наличие подписи, датировки, и т.п.
-
Субъективная составляющая ценообразования:
- личные пристрастия покупателей (в том числе т.н. «премия за иррациональность»),
- желание обладать определенным конкретным произведением;
Иными словами, инвестиционная ценность произведения искусства так же поддается оценке, как и стоимость недвижимого имущества или корпоративной ценной бумаги.
Специфические риски
Риски, с которыми сталкивается инвестор при инвестировании в предметы искусства, достаточно разнообразны, и для их минимизации используются различные методы, в основе которых лежат следующие принципы:
- бесспорная подлинность (вхождение в авторитетные каталоги, надежность экспертных подтверждений);
- хороший провенанс;
- справедливый уровень цены;
- осознанность инвестиционной перспективы (перспективы роста цены);
- ликвидность приобретаемых работ;
- легитимность сделки по приобретению;
- обеспечение необходимых условий хранения;
- страхование произведений искусства.
-
Однако все означенное само по себе требует хорошего уровня профессиональной подготовки, навыков работы с конкретным видом произведения или автором, знания законодательной базы и особенностей делового оборота, технологии совершения различных операций (покупки, транспортировки, хранения, страхования, аренды и т.п.).
Важно отметить, что настоящий момент создаются и специальные инвестиционные инструменты, призванные сделать механизм инвестирования в арт-объекты более простым и понятным, а также предоставить возможность участия инвесторам с небольшим стартовым капиталом. Речь идет об инвестиционных фондах. Сегодня в мире функционируют более 50 инвестиционных фондов, занимающихся вложениями в произведения искусство, и еще ежегодно открывается около 5 новых.
Идея создания инвестиционных фондов на арт-рынке не нова: еще в 1974 году Фонд Британских Железных Дорог вложил 40 миллионов фунтов или 2,5% своих активов в различные виды искусства — от китайского фарфора до французских импрессионистов. Собрав достаточно большую коллекцию - около 2400 предметов искусства самых разных направлений и стилей - фонд реализовал ее в период с 1987 по 1999 годы. Среднегодовая доходность арт-портфеля составила 11,3%, а основную прибыль фонду принесли 25 полотен импрессионистов. Одним из самых доходных вложений была картина Ренуара «Прогулка», приобретённая в 1976 г. за 680 000 и проданная на аукционе в 1989 году за 10 340 000 фунтов стерлингов (среднегодовая доходность – 109%). Созданный в середине марта 2008 Art Photography fund, вкладывающий средства на 75% в фотографии 20 века и 25% в современное фотоискусство, к августу 2008 имел положительный прирост в размере 6,1%, что вполне неплохо для нового фонда за такой короткий срок.
Инвестиции в предметы искусства могут быть чрезвычайно выгодными. Однако это справедливо только при наличии четко осознанной стратегии, профессионального подхода и учета всех специфических факторов риска.
Временной горизонт инвестирования
Вложения денег в предметы искусства, в основном, рассматриваются как долгосрочные инвестиции. Рекомендуемый срок инвестирования – 10 лет. Однако существуют и стратегии с менее продолжительным горизонтом инвестирования. На цену работ влияет проведение персональных выставок мастера, участие в международных проектах и т.п. Эти ценообразующие события могут быть учтены при формировании варианта инвестиционной стратегии, однако это требует хорошей информированности, постоянного мониторинга рынка и т.д.
Сегментация рынка
Арт-рынок не является однородным – он сильно сегментирован. Не случайно финансисты рассматривают арт-активы не только как инструмент диверсификации инвестиций, но и традиционно указывают на возможность диверсификации внутри актива, именно в силу наличия различных направлений в искусстве.
Так, у начинающего коллекционера или инвестора часто возникает вопрос: что привлекательнее – искусство прошлых эпох или современное искусство? При выборе направления инвестирования важно понимать, что содержательно различные арт-активы по-разному реагируют на колебания рынка, и в дальнейшем соотносить это со своими потребностями как инвестора.
Вложения в современное искусство сродни венчурному финансированию и являются более рискованными, однако, характеризуются более низкими требованиями к стартовому капиталу и – в случае удачного выбора автора – имеют больший потенциал роста. За последние несколько лет рост цен в этой категории был колоссальным и многие инвесторы очень сильно выиграли. Однако нельзя забывать, что в этой категории высока спекулятивная составляющая, колоссальную роль играет PR, при этом нет консенсуса экспертов, и время еще не показало, оправдаются ли высокие цены на этот сегмент в дальнейшем, поэтому уровень рисков очень высок. В сравнении с традиционными активами современное искусство имеет много общего с акциями компаний 2-3 эшелона. Сегодняшний момент убедительно свидетельствует, что именно этот сегмент в наибольшей степени пострадал от кризиса.
В периоды кризисов и нестабильности на финансовых рынках доминирующей мотивацией инвесторов становится желание сохранить деньги, поэтому происходит значительная переориентация на более надежные сегменты. Консервативная стратегия ориентируется на работы музейного уровня, шедевры, ценность которых проверена временем и по которым существует консенсус-прогноз. Этот сегмент не дает больших доходов, но при этом является более надежным. Такие категории могут терять ликвидность, но не утратят своей ценности. Проводя аналогии с традиционными активами, эту категорию можно сопоставить с государственными облигациями.
Статистика рынка русского искусства
Цены на русское искусство с 2003 по 2008 год изменялись в русле общей тенденции роста и сенсационно били рекорды прошлых лет. Еще десять лет назад рассматривать рынок русского искусства как часть международного арт-рынка было чересчур амбициозной задачей. Однако Россия уверенно вошла в международное экономическое сообщество, а русское искусство стало неотъемлемой, и очень значительной частью международного арт-рынка. В настоящий момент раздел «русское искусство», согласно отчетам международных аукционных домов, входит в десятку ведущих направлений на арт-рынке (возглавляют рынок категории «Послевоенное и современное искусство» и «Импрессионисты и модернисты»).
Статистика продаж русского искусства в 2004-2007 гг.
Участник рынка |
Объем продаж в 2007 г. |
Рост объемов продаж по сравнению с 2004 г. |
SOTHEBY’S |
180 млн. долларов США |
360%
(источник Sotheby’s)
|
CHRISTIE’S |
144 млн. долларов США |
639%
(источник Christies)
|
Усилился интерес к рынку русского искусства со стороны иностранных коллекционеров – сначала на волне общего интереса к России как новому члену сообщества демократических государств, затем на основе более глубокого и дифференцированного интереса к культуре России. Ныне этот интерес активно поддерживается и западными средствами массовой информации, и политикой России в области выставочной деятельности. Однако самый большой вклад в рост русского сектора арт-рынка внесли российские коллекционеры, которые на протяжении последних 5 лет обеспечивают стабильный и неуклонный рост объемов в этом секторе продаж.
За последние 5 лет, цены на русскую живопись поднялись, как минимум, в 7-10 раз. Стоит отметить, что подобный рост стоимости характерен как для классической живописи, так и для современного искусства. В 2007 году общие объемы продаж крупнейших аукционных домов, которые проводят аукционы русского искусства, достигли рекордных уровней – и по общему итогу, и по количеству рекордов на произведения отдельных авторов.
Повторные продажи русских художников в 2007-2008 г.
Художник |
Название |
Цена продажи, € |
Дата продажи |
Цена продажи, € |
Дата продажи |
Прирост стоимости |
Доходность в %% годовых |
Петр Кончаловский |
Цветы на розовом |
495 286 |
26.05.2004 |
1 205 775 |
24.11.2008 |
243% |
54% |
Иван Айвазовский |
Вид Константинополя в лунном свете |
112 000 |
21.05.2008 |
212 833 |
24.11.2008 |
190% |
380% |
Леопольд Сюрваж |
Композиция с цветами |
7 800 |
19.06.2007 |
32 400 |
27.11.2008 |
415% |
277% |
Давид Бурлюк |
Натюрморт с цветами |
14 000 |
29.09.2007 |
39 925 |
04.10.2008 |
285% |
285% |
Юрий Анненков |
Портрет Александра |
147 647 |
05.10.89 |
2 787 000 |
15.10.07 |
1888% |
105% |
Хаим Сутин |
Человек с красным платком |
2 115 248 |
09.12.97 |
11 840 400 |
05.12.07 |
560% |
56% |